Возвращение памяти: предложение по восстановлению лютеранского кладбища в Кишинёве
Вступление
Во время одного из рабочих заседаний архитектурного ателье, посвящённого разработке историко-архитектурного опорного плана Кишинёва, вице-примар Илие Чебан задал важный и, казалось бы, риторический вопрос:
«Есть ли в городе какой-нибудь сквер, который мы утратили, но могли бы восстановить?»
Ответа не последовало. Но такой сквер есть. Более того — его восстановление может стать символическим шагом города к осознанию собственной исторической глубины.
Речь идёт о лютеранском кладбище Кишинёва — полностью разрушенном, почти исчезнувшем из памяти, но сохранившемся в подземных слоях, старых фотографиях и семейных историях.
Исторический контекст
Немецкая община и лютеранское кладбище
С начала XIX века в Кишинёве активно развивалась немецкая евангелическая община, оставившая яркий след в культуре, архитектуре, инженерии и городском управлении. Немцы и прибалтийские лютеране проектировали, строили, преподавали, вели торговлю и несли с собой принципы упорядоченности, открытости и профессиональной этики.
Одним из главных объектов их духовной и общественной жизни стало лютеранское кладбище, расположенное к юго-западу от нынешнего Центрального кладбища. Здесь была построена чапель (часовня),
![]() |
Возможные варианты, как могла выглядеть часовня |
а также располагались семейные склепы, в том числе:
знаменитого архитектора Александра Бернардацци;
реформатора и примара Карла Шмидта;
представителя прибалтийской знати барона фон Стюарта.
В советский период, особенно после Второй мировой войны, кладбище было полностью уничтожено. Часть его территории была превращена в парк, другая — застроена. В 1950-х годах на месте центра кладбища был построен кинотеатр «Гаудеамус», позже также закрытый и частично демонтированный. Сейчас на этом месте ведётся новое строительство.
Почему это важно
Утрата памяти — утрата идентичности
Кишинёв был и остаётся многоязычным, многоконфессиональным, многокультурным городом. Лютеранское кладбище — это ключ к восстановлению утерянной части городской идентичности. Оно было не просто местом захоронения, а выражением архитектурного вкуса, веры и социокультурной структуры.
Его уничтожение — это рана, оставшаяся не залеченной. Сегодня у нас есть шанс не просто напомнить об этом месте, но вплести его в современную городскую ткань — с уважением, тактом и профессионализмом.
Свидетельства и факты
Личное свидетельство потомка
Особую ценность для реконструкции локализации склепов представляет рассказ, переданный автору статьи внуком барона фон Стюарта. Он сообщил, что захоронения Бернардацци, Шмидта и его деда — барона Стюарта — находились именно под зданием кинотеатра «Гаудеамус», точнее — в зоне сцены. Это важное устное свидетельство, которое позволяет конкретизировать поисковую зону и укрепляет историческое обоснование проекта.
Аэрофотосъёмка 1944 года
Анализ архивных аэрофотоснимков времён Второй мировой войны показывает, что центральная аллея кладбища вела к часовне, а справа от неё располагались крупные надгробные постройки. Их масштабы и расположение соответствуют вероятным склепам уважаемых семейств. Именно эта зона сегодня перекрыта сценой бывшего кинотеатра.
Предложение: восстановление памяти в два этапа
🔍 1. Проведение археологических раскопок
На территории кладбища есть два ключевых участка:
🕍 Участок часовни
Место, где стояла часовня, точно известно. Оно не застроено, доступно для исследований, и его можно частично раскапывать без риска. При благоприятных условиях здесь может быть обнаружен:
фундамент часовни;
остатки плитки, фундамента, декора;
возможно, артефакты литургического назначения.
🪦 Участок под сценой
На месте бывшей сцены «Гаудеамуса» вероятно находятся остатки трёх склепов. В случае приостановки текущего строительства, можно провести ограниченное зондирование или археологическую диагностику.
💡 Предлагаемая структура мемориала
1. Мемориальный знак на месте часовни
Вертикальный знак из камня с контуром бывшей часовни;
Бронзовая табличка с надписями на румынском и немецком;
QR-код с историей лютеранской общины;
Если будет найден фундамент — археологическое окно.
Важно: участок малодоступен и не подходит для размещения полноценного сквера. Поэтому вторая часть комплекса предлагается вынести в зону активной видимости.
2. Мемориальный сквер со стороны улицы Александри
На зелёной общественной полосе, находящейся в собственности муниципалитета, предлагается:
Установить три "камня памяти" — Бернардацци, Шмидта, Стюарта;
Устроить памятный сквер с лавочками и деревьями;
Установить информационный щит с указанием, что часовня и захоронения находились «за зданием»;
При необходимости — указать направление на археологическую зону (со знаками или мозаикой).
Такой подход:
делает память видимой;
сохраняет контекст сакральности;
не противоречит градостроительным реалиям.
Международное измерение
Важным компонентом проекта является его международная поддержка, которую можно и нужно пригласить:
Посольство Германии — как исторических наследников лютеранской общины;
Посольство Италии — как страны, откуда происходил Бернардацци;
Посольство Великобритании — в связи с фигурой барона Стюарта и как партнёра в сохранении культурного наследия.
Этапы реализации
Обращение в примэрию и согласование с муниципальными службами;
Историко-архитектурное обследование и раскопки;
Общественные слушания и согласование проекта мемориала;
Изготовление памятных знаков и оформление сквера;
Официальное открытие с участием местной власти и иностранных дипломатов.
Заключение
Предложение восстановить память о лютеранском кладбище — это жест достоинства, профессионализма и зрелости. Кишинёв, всё чаще обращающийся к своему наследию, заслуживает такого проекта.
Это не просто реставрация утраченного объекта. Это восстановление культурного слоя, который формировал город. Это переплетение сакрального прошлого с современной тканью, осуществлённое без конфликтов, с учётом градостроительных реалий.
Пусть память станет частью будущего. А скромный сквер с тремя именами и силуэтом утраченной часовни — напоминанием о том, что город, теряя, способен вспоминать и восстанавливать своё лицо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий