"Happiness is the key to success !"

воскресенье, 1 июня 2025 г.

Возвращение памяти: предложение по восстановлению лютеранского кладбища в Кишинёве

 

Возвращение памяти: предложение по восстановлению лютеранского кладбища в Кишинёве

Вступление

Во время одного из рабочих заседаний архитектурного ателье, посвящённого разработке историко-архитектурного опорного плана Кишинёва, вице-примар Илие Чебан задал важный и, казалось бы, риторический вопрос:

«Есть ли в городе какой-нибудь сквер, который мы утратили, но могли бы восстановить?»

Ответа не последовало. Но такой сквер есть. Более того — его восстановление может стать символическим шагом города к осознанию собственной исторической глубины.

Речь идёт о лютеранском кладбище Кишинёва — полностью разрушенном, почти исчезнувшем из памяти, но сохранившемся в подземных слоях, старых фотографиях и семейных историях.


Исторический контекст

Немецкая община и лютеранское кладбище

С начала XIX века в Кишинёве активно развивалась немецкая евангелическая община, оставившая яркий след в культуре, архитектуре, инженерии и городском управлении. Немцы и прибалтийские лютеране проектировали, строили, преподавали, вели торговлю и несли с собой принципы упорядоченности, открытости и профессиональной этики.

Одним из главных объектов их духовной и общественной жизни стало лютеранское кладбище, расположенное к юго-западу от нынешнего Центрального кладбища. Здесь была построена чапель (часовня),


Возможные варианты, как могла выглядеть часовня

а также располагались семейные склепы, в том числе:

  • знаменитого архитектора Александра Бернардацци;

  • реформатора и примара Карла Шмидта;

  • представителя прибалтийской знати барона фон Стюарта.

Так могли выглядеть склепы


В советский период, особенно после Второй мировой войны, кладбище было полностью уничтожено. Часть его территории была превращена в парк, другая — застроена. В 1950-х годах на месте центра кладбища был построен кинотеатр «Гаудеамус», позже также закрытый и частично демонтированный. Сейчас на этом месте ведётся новое строительство.





Почему это важно

Утрата памяти — утрата идентичности

Кишинёв был и остаётся многоязычным, многоконфессиональным, многокультурным городом. Лютеранское кладбище — это ключ к восстановлению утерянной части городской идентичности. Оно было не просто местом захоронения, а выражением архитектурного вкуса, веры и социокультурной структуры.

Его уничтожение — это рана, оставшаяся не залеченной. Сегодня у нас есть шанс не просто напомнить об этом месте, но вплести его в современную городскую ткань — с уважением, тактом и профессионализмом.


Свидетельства и факты

Личное свидетельство потомка

Особую ценность для реконструкции локализации склепов представляет рассказ, переданный автору статьи внуком барона фон Стюарта. Он сообщил, что захоронения Бернардацци, Шмидта и его деда — барона Стюарта — находились именно под зданием кинотеатра «Гаудеамус», точнее — в зоне сцены. Это важное устное свидетельство, которое позволяет конкретизировать поисковую зону и укрепляет историческое обоснование проекта.

Аэрофотосъёмка 1944 года

Анализ архивных аэрофотоснимков времён Второй мировой войны показывает, что центральная аллея кладбища вела к часовне, а справа от неё располагались крупные надгробные постройки. Их масштабы и расположение соответствуют вероятным склепам уважаемых семейств. Именно эта зона сегодня перекрыта сценой бывшего кинотеатра.



Предложение: восстановление памяти в два этапа

🔍 1. Проведение археологических раскопок

На территории кладбища есть два ключевых участка:

🕍 Участок часовни

Место, где стояла часовня, точно известно. Оно не застроено, доступно для исследований, и его можно частично раскапывать без риска. При благоприятных условиях здесь может быть обнаружен:

  • фундамент часовни;

  • остатки плитки, фундамента, декора;

  • возможно, артефакты литургического назначения.

🪦 Участок под сценой

На месте бывшей сцены «Гаудеамуса» вероятно находятся остатки трёх склепов. В случае приостановки текущего строительства, можно провести ограниченное зондирование или археологическую диагностику.


Возможность раскопок в районе сцены уже потеряна окончательно


💡 Предлагаемая структура мемориала

1. Мемориальный знак на месте часовни

  • Вертикальный знак из камня с контуром бывшей часовни;

  • Бронзовая табличка с надписями на румынском и немецком;

  • QR-код с историей лютеранской общины;

  • Если будет найден фундамент — археологическое окно.

Важно: участок малодоступен и не подходит для размещения полноценного сквера. Поэтому вторая часть комплекса предлагается вынести в зону активной видимости.






2. Мемориальный сквер со стороны улицы Александри

На зелёной общественной полосе, находящейся в собственности муниципалитета, предлагается:

  • Установить три "камня памяти" — Бернардацци, Шмидта, Стюарта;

  • Устроить памятный сквер с лавочками и деревьями;

  • Установить информационный щит с указанием, что часовня и захоронения находились «за зданием»;

  • При необходимости — указать направление на археологическую зону (со знаками или мозаикой).






Такой подход:

  • делает память видимой;

  • сохраняет контекст сакральности;

  • не противоречит градостроительным реалиям.


Международное измерение

Важным компонентом проекта является его международная поддержка, которую можно и нужно пригласить:

  • Посольство Германии — как исторических наследников лютеранской общины;

  • Посольство Италии — как страны, откуда происходил Бернардацци;

  • Посольство Великобритании — в связи с фигурой барона Стюарта и как партнёра в сохранении культурного наследия.


Этапы реализации

  1. Обращение в примэрию и согласование с муниципальными службами;

  2. Историко-архитектурное обследование и раскопки;

  3. Общественные слушания и согласование проекта мемориала;

  4. Изготовление памятных знаков и оформление сквера;

  5. Официальное открытие с участием местной власти и иностранных дипломатов.


Заключение

Предложение восстановить память о лютеранском кладбище — это жест достоинства, профессионализма и зрелости. Кишинёв, всё чаще обращающийся к своему наследию, заслуживает такого проекта.

Это не просто реставрация утраченного объекта. Это восстановление культурного слоя, который формировал город. Это переплетение сакрального прошлого с современной тканью, осуществлённое без конфликтов, с учётом градостроительных реалий.

Пусть память станет частью будущего. А скромный сквер с тремя именами и силуэтом утраченной часовни — напоминанием о том, что город, теряя, способен вспоминать и восстанавливать своё лицо.


Комментариев нет: