Сравнение: Молдова и Нидерланды
Площадь и численность населения
Молдова: Площадь составляет около 33,8 тыс. км², население — 2,6 млн человек. Около 57% населения проживает в малых городах и сёлах, где уровень доходов значительно ниже, чем в городах. Средние доходы жителей сельской местности остаются ниже национального уровня.
Нидерланды: Площадь составляет 41,5 тыс. км², население — около 17,5 млн человек. Несмотря на большую плотность населения, страна является одним из мировых лидеров в экспорте сельскохозяйственной продукции благодаря высокой технологичности и эффективности.
Занятость в сельском хозяйстве
В Молдове в сельском хозяйстве занято около 25% рабочей силы. Однако подавляющее большинство работают на мелких участках площадью до 2 га, которые составляют около 80% всех сельскохозяйственных земель в частной собственности.
В Нидерландах менее 2% рабочей силы заняты в сельском хозяйстве, но производительность на одного человека значительно выше благодаря использованию современных технологий и эффективной организации.
Качество почв
Молдова: Обладает одними из самых плодородных почв — чернозёмами, которые занимают около 75% территории страны.
Нидерланды: Почвы песчаные и торфяные, менее плодородные, но активно обогащаемые за счёт удобрений и современных методов агротехники.
Импорт и экспорт сельхозпродукции
Молдова: Экспортирует до 45% сельскохозяйственной продукции, включая лучшие фрукты, овощи и орехи. При этом импортируется значительная доля посредственной продукции, особенно в межсезонье.
Нидерланды: Страна — второй в мире экспортёр сельхозпродукции, активно использует технологии для повышения добавленной стоимости, экспортируя переработанные продукты.
Земельный вопрос в Молдове
В Молдове существует около 80% сельхозучастков площадью до 2 га, из которых большая часть обрабатывается индивидуально либо передаётся в аренду более крупным игрокам. Эти участки часто сдаются лидерам, которые объединяют их в большие площади для эффективного использования. Однако многие земли остаются неиспользованными, что снижает их продуктивность.
Пилотный проект: Коммуна Бэчой
Территория: Участки, расположенные на границе с Кишинёвом, но более чем в 6 км от границ села Бэчой, имеют высокий потенциал для развития.
Идея: Создать новое поселение — “Новый Бэчой”, опираясь на пример уже строящегося Satul German. Расстояние в 1-2 км от Satul German позволит интегрировать новое поселение в существующую инфраструктуру.
![]() |
Новый Бэчой по аналогии с Голландией |
Разрешение на строительство фермерских жилых домов: Используя изменения Земельного кодекса, разрешить фермерам строить жильё на сельхозземлях при условии, что земля сохраняет сельскохозяйственное назначение.
Развитие агротуризма: Стимулировать строительство объектов для агротуризма (гостевых домов, ресторанов), чтобы поддерживать фермерские хозяйства и привлекать туристов.
Гибридная система использования участков
Цель: Создать систему, которая позволяет фермерам эффективно использовать земли, интегрируя производство, переработку и сбыт в рамках кооперативов. Основной упор делается на производство экопродуктов и устойчивое ведение сельского хозяйства.
Шаги реализации:
Фермерские дома:
Разрешить строительство жилых домов для фермеров на сельхозземлях с ограничением площади застройки (например, не более 15% участка).
Упростить процедуру получения разрешений.
Кооперативы:
Объединение фермеров в кооперативы для создания полного производственного цикла “Field to table”: такие кооперативы могут быть организованы в виде кластеров, включающих фермеров, перерабатывающие предприятия и сбытовые организации. Их структура должна обеспечивать прозрачность управления, равное участие членов и доступ к совместным ресурсам, таким как техника, склады или каналы сбыта. Основные преимущества для участников кооперативов включают снижение издержек, упрощение доступа к рынкам сбыта, повышение конкурентоспособности и получение государственной поддержки.
Выращивание продукции.
Переработка (соки, джемы, консервы).
Реализация через фермерские рынки, магазины и экспорт.
Местный рынок:
Приоритетное обеспечение местного рынка продукцией, снижая зависимость от импортных продуктов.
Введение субсидий для фермеров, реализующих свою продукцию на внутреннем рынке, чтобы сделать её доступной для местных потребителей. Эти субсидии могут включать прямые выплаты за каждую проданную единицу продукции на местном рынке, компенсацию затрат на логистику и хранение, а также налоговые льготы для предприятий, которые сотрудничают с местными фермерами. Такой подход стимулирует фермеров поставлять продукцию в местные магазины, рынки и супермаркеты, минимизируя зависимость от посредников.
Развитие фермерских рынков в малых городах и сёлах, чтобы сократить цепочку поставок и поддержать местную экономику.
Программы сотрудничества с супермаркетами и ресторанами для продвижения локальных продуктов. Например, в Нидерландах кооперативы успешно работают с супермаркетами, предоставляя свежие продукты напрямую с ферм. Такой формат позволяет сократить цепочку поставок, повысить доход фермеров и обеспечить стабильное качество продуктов. В Молдове можно адаптировать эту модель, включая долгосрочные контракты между кооперативами и крупными ритейлерами, а также создание мобильных торговых точек для доступа к удалённым регионам. Также кооперативы могут создавать собственные торговые сети, ориентированные на реализацию фермерской продукции напрямую потребителям. Это могут быть как стационарные магазины, так и онлайн-платформы для заказа и доставки продуктов. Экономические стимулы включают предоставление налоговых льгот для таких сетей, субсидирование их логистических затрат и поддержку в маркетинге через государственные программы. Например, в Италии сельскохозяйственные кооперативы получили налоговые каникулы на первые пять лет работы, что позволило им стабилизировать свой бизнес. В Германии фермерским сетям предоставляются гранты на создание распределительных центров, что облегчает доставку продукции в магазины. А в Нидерландах государство активно инвестирует в цифровые платформы для продажи фермерских продуктов, обеспечивая доступность таких товаров для широкого круга потребителей. Такой подход не только увеличивает доход фермеров, но и делает продукцию более доступной для местных жителей.
Экспортировать только излишки, не создавая дефицита на внутреннем рынке. Для контроля объёмов экспорта можно внедрить систему квотирования, где приоритет отдается внутреннему рынку. Также можно создать государственный реестр производителей и распределителей, который будет фиксировать объёмы производства, внутренней реализации и экспорта. Это обеспечит прозрачность и позволит эффективно регулировать экспорт, чтобы сохранить стабильное предложение на местном рынке. Для стимулирования этого подхода можно внедрить следующие меры: предоставление финансовых грантов и субсидий фермерам, которые реализуют значительную часть своей продукции внутри страны; создание льготных налоговых условий для кооперативов и фермеров, ориентированных на местный рынок; введение государственной поддержки локальных торговых сетей и маркетинговых кампаний, направленных на продвижение местных продуктов среди населения. Это позволит укрепить внутренний рынок и снизить зависимость от импорта.
Инфраструктура и поддержка:
Развитие инфраструктуры (дороги, ирригация, электричество).
Предоставление субсидий и налоговых льгот фермерам.
Результаты и выгоды
Экономическое развитие:
Увеличение доходов фермеров за счёт создания добавленной стоимости.
Снижение зависимости от импорта.
Социальное развитие:
Привлечение молодых людей в сельское хозяйство.
Создание рабочих мест в сельской местности.
Экологическая устойчивость:
Производство экопродуктов.
Сохранение плодородия почв.
Развитие агротуризма:
Увеличение числа туристов.
Популяризация молдавской культуры и сельского хозяйства.
Заключение
Создание пилотного проекта на землях коммуны Бэчой, используя голландский опыт, позволит Молдове внедрить инновационные подходы к сельскому хозяйству. Это не только повысит эффективность использования земель, но и укрепит местный рынок, обеспечив жителей страны качественными и доступными продуктами. Реализация такого проекта станет шагом к устойчивому развитию сельского хозяйства и увеличению благосостояния сельских жителей.
Этот пилот проект мог бы стать также одной из тем для обсуждения в рамках системы непрерывного планирования DAUF (Dynamic Adaptive Urban Framework) в рамках обсуждения темы Агро Урбанизма, обсуждения путей решения обеспечения жителей города продуктами питания. Об этом в следующих постах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий