"Happiness is the key to success !"

суббота, 29 марта 2025 г.

Небоскрёб у вокзала — пробка в центре? Не обязательно!

 

🏙 Grand Tower и транспортный вызов Кишинёва: почему застройщик должен участвовать в решении проблем

В Кишинёве стартует один из самых масштабных проектов последних лет — строительство 35-этажного комплекса Grand Tower на месте торгового центра Grand Hall, рядом с железнодорожным вокзалом. Здание обещает стать не только новым архитектурным символом столицы, но и... серьёзным вызовом для городской транспортной системы.

Сможет ли Кишинёв справиться с этой нагрузкой? И какую роль должен сыграть сам застройщик?




🚦 15 000 человек ежедневно: откуда берётся нагрузка?

Согласно предварительным оценкам, комплекс будет ежедневно привлекать:

  • до 10 000 посетителей торгового центра;

  • 1 500–2 000 работников офисов и гостиницы;

  • 1 000+ туристов и посетителей ресторанов и смотровой площадки;

  • около 4 500 человек приедут из пригородов и соседних городов.

Всё это — в уже перегруженную транспортную систему центра, где по данным проекта PMUD (План устойчивой мобильности), многие улицы функционируют с перегрузкой 120–130% от проектной мощности.


🟥 Что произойдёт без новой транспортной логики

Если не предпринимать дополнительных мер, город рискует столкнуться с:

Показатель

Изменение

Время в пути в центр

+20–30%

Количество авто в центре

+7 000–8 000 в день

Занятость парковок

фактически 100%

Перегрузка троллейбусных и автобусных маршрутов

до +15–20%

Ухудшение экологической ситуации

рост выбросов и шума

Это не просто локальная проблема, а вызов на уровне городской агломерации — от Яловен до Оргеева, от Страшен до Новых Анен.


🚄 Решение — интеграция с железной дорогой и BRT




🔹 Пригородная железная дорога (Страшены – Кишинэу – Новые Анены)

  • Уже существует, требует только модернизации;

  • Потенциал — до 6 400 пассажиров в сутки;

  • Центральный вокзал — идеальное место пересадки к Grand Tower.

🔸 BRT (скоростной автобус) Хынчешты – Орхей

  • Новый маршрут через Кишинёв;

  • Интервал — 10 минут, вместимость — 100 человек;

  • Потенциал — до 7 200 пассажиров/день.

✅ Результат:

  • До 90% агломерационного потока можно снять с дорог и переориентировать на устойчивый транспорт.


💸 Участие застройщика: не жест, а обязательство

Чтобы проект был успешным, застройщик Grand Tower должен взять на себя долю ответственности за сопутствующую инфраструктуру. Это общепринятая практика во многих европейских странах.

Предлагаемая модель участия:

Направление

Объём участия

Финансирование транспортного хаба

2 млн евро

Реконструкция уличной сети

1,5 млн евро

Микромобильность и цифровые решения

500 тыс евро

Взнос в фонд устойчивой мобильности

1–1,5 млн евро

Итого: 3–5% от стоимости проекта — разумный вклад в транспортную устойчивость.


📢 Время действовать — вместе

Проект Grand Tower имеет все шансы стать образцом ответственного городского развития. Но только в том случае, если его реализация будет идти рука об руку с:

  • интеграцией в систему пригородного транспорта,

  • модернизацией инфраструктуры центра,

  • и партнёрством между бизнесом, городом и государством.

🚉 Ведь небоскрёбы нельзя строить на перегруженных улицах.


Комментариев нет: